Музей-заповедник «Царицыно» - одно из самых живописных мест Москвы, включающее в себя дворцово-парковый ансамбль с комплексом дворцовых построек, прудами и пейзажным парком.
Значительная часть архитектурных памятников Царицыно была построена во второй половине 18 века, по указанию Екатерины II и проекту архитектора Василия Баженова. С середины 1980-х годов проводилась научная реставрация руинированных царицынских объектов.
Царицынский пейзажный парк начал складываться ещё в 1775 году. Почти сразу же после покупки Екатериной II усадьбы Кантемиров в парке были высажены лиственницы и сибирские кедры, присланные в подарок императрице горнозаводчиком Прокопием Демидовым (лиственницы растут в парке до сих пор, но это возобновлённые посадки середины XIX века).
Обустройством парка занимался Василий Баженов на всём протяжении своего руководства царицынским строительством. Известно, что основу регулярного парка в усадьбе Кантемиров составляли берёзы (Берёзовую перспективу, аллею усадьбы, Баженов использовал в качестве одной из главных осей дворцового ансамбля)
Каскад Царицынских прудов формировался на протяжении XVI—XVIII веков. Самым старым является наиболее удалённый от дворцово-паркового ансамбля Борисовский пруд — он появился в царствование Бориса Годунова (отсюда и название; ранее именовался Цареборисовским).
Верхний и Нижний Царицынские пруды появились в то время, когда имением Чёрная Грязь владели бояре Стрешневы: Нижний (или Шипиловский) пруд появился в середине XVII века; Верхний (впоследствии именовавшийся также Английским) был обустроен между 1666 и 1673 годами.
Все последующие владельцы Чёрной Грязи — Голицыны и Кантемиры — уделяли много внимания поддержанию прудов в хорошем состоянии, строя и реконструируя плотины, водяные мельницы, создавая искусственные острова.
Искусственный «Утиный» остров, на котором утки гнездятся и отдыхают, а посетители парка с берега подкармливают их хлебом.
Три постройки царицынского ансамбля называются «Кавалерскими корпусами», однако названия эти весьма условны. Они появились в XIX веке и не отражают изначального предназначения зданий. Отчасти это случилось потому, что уже к XIX веку для современников предназначение построек было неясным, и сегодня существуют различные гипотезы на этот счёт. Третий Кавалерский корпус:
Второй и Первый Кавалерские корпуса, построенные в 1784—1785 годах, вероятно, предназначались для дворцовой прислуги. Вв конце XIX века они сдавались под дачи. В советское время в Первом Кавалерском корпусе размещались органы местной власти, а впоследствии — музыкальное училище; в Третьем корпусе — первый царицынский музей (закрытый в 1937 году) и сельский клуб.
Оперный дом — одна из лучших построек Баженова не только в Царицыне, но и в его творческом наследии; его нередко сравнивают с гигантским резным ларцом для драгоценностей. Дворец возводился в 1776—1778 годах и предназначался, вероятно, для небольших официальных приёмов, проведения придворных церемоний, а также для театральных представлений и придворных увеселений Екатерины II.
Фигурный мост, построенный в 1776—1778 годах по проекту Баженова, является продолжением Берёзовой перспективы, идущей от Большого моста через овраг к Малому и Среднему дворцам, соединяя её северную и южную части.
Большой мост через овраг (иногда его называют Готическим мостом) строился в 1778—1784 годах с перерывами. При возведении моста пришлось забить более двух тысяч свай для укрепления грунта, оказавшегося слишком зыбким.
Большой мост через овраг — самый крупный из сохранившихся мостов XVIII века.
Большой Царицынский дворец, построенный Матвеем Казаковым в 1786—1796 годах на месте разобранных зданий Василия Баженова, стал главной постройкой для несостоявшейся подмосковной резиденции Екатерины II. Выполненный в характерном для Царицына стиле псевдоготики, Большой дворец несёт в себе явные черты классицизма и является ярким памятником архитектуры XVIII века.
За всю свою историю постройке не нашлось достойного применения, уже в начале XIX века она стала превращаться в живописную руину. В 2005—2007 годах руинированное здание дворца, от которого оставались лишь внешние стены, было восстановлено. Реконструкция здания подверглась жёсткой критике в СМИ экспертами — реставраторами и архитекторами.
Сама эта идея, по мнению критиков, была ошибочна: с позиций сохранения исторической достоверности нельзя восстанавливать то, что разрушалось естественным путём; нельзя достраивать то, что не было достроено в силу исторических обстоятельств.
Историк архитектуры Григорий Ревзин указывал, что ещё в XIX веке руина Большого Царицынского дворца являлась самодостаточным памятником, характерным для эпохи романтизма, в которую существовал культ руин. Полуразрушенный дворец был важной составляющей пейзажного парка, формируя вокруг себя особую эмоциональную атмосферу.
Следующее возражение оппонентов проекта относилось к облику дворца: если его восстанавливать — то только придерживаясь принципов научной реставрации. А проект предусматривал его воссоздание в том виде, в каком он никогда не существовал.
В настоящее время дворец используется для размещения экспозиций музея-заповедника «Царицыно», для проведения художественных выставок и концертов.
Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» построен в 18 веке в стиле елизаветинского барокко. Включает восьмерик на четверике, трапезную и колокольню.
Арка-галерея - Декоративное сооружение, расположенное между Хлебным домом и Большим дворцом. Оно не несёт на себе никакой функциональной нагрузки. Видимо, единственная цель создания арки-галереи — зрительно связать дворцы и Кухонный корпус.
Мост через Нижний Царицынский пруд на остров Подкова.