Кадр из фильма "Кащей Бессмертный"
День Кащея.
28 февраля в старину чествовалось самое злое божество славянского пантеона - известное нам еще по детским сказкам, Кащей или Чернобог (Кощей, черный Змей) - Властелин Нави, Тьмы и Пекельного царства. Бог зла, холода, безумия и смерти; воплощение всего плохого и темного. Древние славяне делили мир на две половины: добрую и злую или дружественную и враждебную человеку. Каждую из них олицетворяло свое божество. Враждебную олицетворял Чернобог или Кащей.
Кащей изображается в виде человекоподобного идола, окрашенного в черный цвет с посеребренными усами. Ему приносят жертвы перед началом важнейших дел, например, перед выступлением в военный поход. Жертвы приносят часто кровавые и человеческие, убивают пленников, рабов и коней.
По старославянским обычаям, ровно в полночь с 28 февраля на 1 марта нужно торжественно раздавить в руке сырое куриное яйцо - таким образом Кащею, смерть которого традиционно скрывается в яйце, приходит конец, а поскольку Кащей символизирует собой зиму, то заодно оканчивается и зима. Язычники утверждают, что если раздавить яйцо, которое снесла курица на Рождество, то в марте морозов уже не будет.
"Кащей на что ни взглянет - все вянет". "Кащей на скот - скот дохнет, Кащей на траву - трава сохнет".
"Пусть же каждый Славянин и в Жизни помнит о Смерти, и в Смерти видит Жизнь. Ибо Жизнь и Смерть - это формы существования, два полюса одного магнита, не существующие отдельно друг от друга в Природе".
Кащей в русском фольклоре.
Кощей (Кащей) Бессмертный - отрицательный персонаж русских сказок и мифов. Царь, иногда - всадник на волшебном говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скряжистым и скупым (ср. "там царь Кощей над златом чахнет" А. С. Пушкина).
Иван Билибин: Кащей Бессмертный
Сила Кощея
Кощей связан со стихией воды:
Вода сообщает Кощею сверхъестественную силу. Выпив три ведра воды, принесенные ему Иваном-царевичем, Кощей разрывает 12 цепей и освобождается из подземелья Марьи Моревны.
Смерть Кощея спрятана на острове Буяне (по некоторым толкованиям, это остров Рюген), на котором растёт дуб, на дубе висит сундук, в сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце игла. Если сломать эту иглу, то Кощей умрёт. Существует также версия, согласно которой Кощей принимает смерть от своего волшебного коня. Хотя, возможно, смерть от коня представляет собой более раннюю версию.
Дочерью Кощея выступает Василиса (от греч. basilissa - царица) Премудрая (она же Царевна-Лягушка), в другой версии отец Василисы Премудрой Морской Царь. Образ "морских царей" восходит к образу sea-king - германских предводителей морских походов эпохи Темных Веков (от готов до викингов), которые происходили из Скандинавии. Примечательно, что царство Кощея локализовано на севере.
Виктор Васнецов: Кощей Бессмертный
Мифологический архетип Кощея
Сказочный сюжет о Кощее Бессмертном восходит к мифологическому мотиву о Змее, хтоническому существу, хранителю Мирового яйца. Первый культурный герой убивает Змея. Смерть Змея значит конец первозданному хаосу и начало организованного космоса. Пока Змей жив, космос находится до времени в свёрнутом виде в яйце, подобно зародышу.
Отголоском таких мифологических представлений можно встретить в тексте, записанном Пушкиным, А. С., где Царь Кощей Бессмертный не хотел выдавать свою дочь замуж, пока сам будет жить. Дочь желает смерти Кощея. Выпытывает у него о местонахождении кощеевой смерти. После ряда вопросов и ответов, дочь Кощея Бессмертного узнаёт о месте, где спрятана смерть. Местонахождение яйца со смертью Кощея в сундуке на дубе и в утке, лишний раз доказывает, что архетип Кощея является Змей связанный с Мировым древом, у которого находится Мировое яйцо, снесённое уткой.
В хеттском мифе "Исчезновение и возвращения Телепинус" говорится:
"Телепинус заботится о царе. Перед Телепинусом ставят вечнозеленое дерево эя. На дереве эя висит овечья шкура. В овечьей шкуре помещается бараний жир. В нем же, в свой черед, помещаются Богиня-Зерно, Богиня Полей и вино. В них же, в свой черед,- бык и баран. В них же - долголетье. В них же - потомство, сыновья и дочери. В них же - зрелость смертных людей, быков и овец. В них же - мужество и могущество. В них же - вечный огонь. В нем же - весть о мягкошерстных ягнятах. В них же - полное послушание. В нем же - правый кострец. В нем же - рост, цветение и насыщение соками. И Телепинус вкладывает в руки царя овечью шкуру. И он ему дает все блага!"
В образе Телепинуса угадываются аналогия с адыгейским божеством плодородия Тлепшем - сыном бога грозы и богини-матери. Кстати, Кощей по-чеченски будет Хожа.
В ангольской сказке "Цари животных" угадывается известный всем сюжет русской сказки "Иван-царевич и серый волк":
- Уходи скорее! Если тебя увидит Царь змей, он отдаст тебя на съедение своим подданным.
- Так скажи мне скорее, где он спрятал свою смерть!
- Его смерть - внутри птицы... Птица - в клетке... Клетка - в камне... А камень - на дне моря...
Кадр из фильма "Там, на неведомых дорожках..."
Кощей в российской культуре.
Кощея можно считать одним из самых популярных и колоритных сказочных персонажей в различных направлениях отечественной культуры. Злобный, скупой и тощий старикан много раз становился героем произведений всевозможных жанров: опера "Кащей Бессмертный" Римского-Корсакова, одноименная киносказка Александра Роу, многочисленные фильмы и мультфильмы, беллетристика, анекдоты, изобразительное искусство и даже музыкальный альбом рок-группы "Сектор Газа".