Филиппины — единственное азиатское государство, официальной религией которого является католицизм. И, как и положено азиатской стране, многое из религиозной жизни здесь доводится до крайности. Например, здесь законодательно запрещены аборты и разводы, покупая машину, филиппинец обязательно поедет в церковь освящать ее… Но кульминацией демонстрации веры здесь является Страстная неделя — неделя перед Пасхой.
Вербное воскресенье
Страстная неделя начинается с праздника Входа Господа в Иерусалим, более известного в России как Вербное воскресенье. На Филиппинах же, как и во многих других странах, оно называется Пальмовое воскресенье, так как именно пальмовыми ветвями встречали Иисуса в Иерусалиме:
«Иисус въезжает верхом на осле в Иерусалим, где его встречает народ, полагая на дорогу одежду и пальмовые ветви с восклицаниями: "осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!"» (Мф. 21:9)
По всей стране с раннего утра, еще перед службой, все площади перед церквями заполнены продавцами пальмовых листьев, вырезанных специальным способом — как правило, в виде свечей. Уже после службы священники сжигают эти листья, а пепел бережно хранят до следующего года, а точнее, до следующей Пепельной среды — начала Великого поста, когда они будут посыпать головы пеплом своим прихожанам и ставить на лбу небольшой крест.
Великие четверг и Великая пятница
Кульминацией Страстной недели являются Великий четверг и Великая пятница. В четверг все кресты в церквях покрываются фиолетовой тканью, а вечером в некоторых городках проходит своеобразный крестный ход, где каждая семья представляет свою богато украшенную тележку со святыми, апостолами, Богоматерью.
Именно в эти два дня (но чаще всего в пятницу) можно видеть странные процессии людей, которые несут крест, как бы примеряя на себя муки Христа. Однако в некоторых районах столицы Филиппин — Манилы (как правило, заселенных людьми из провинции) и по всей провинции Пампанга можно видеть куда более жуткие процессии и ритуалы. Бывает несколько видов так называемого penitensya — ритуала самоистязания.
Один из самых популярных — самоистязание специальной плеткой с парой десятков бамбуковых палочек burillos.
Раньше нравы были еще более суровы, и верующие использовали специальную деревянную дубинку, в которую были вбиты острые, как лезвия, стекла. Сейчас они хранятся лишь как история и для того, чтобы старшее поколение могло похвалиться: «А в наши времена мы вот чем себя били, не то что нынешнее изнеженное поколение!»
Начинается все с того, что группа верующих встречается в условленном месте за городом и готовится там к ритуалу. Прежде всего они набивают себе небольшие рубцы плеткой. После того как они набухают кровью, ассистент подпарывает их бритвой и по спине начинает струиться кровь. Верующий же продолжает бить себя плеткой, не давая остановиться крови.
Когда вся спина обагрилась, верующие, выстроившись цепочкой друг за другом, идут к церкви, ударяя на каждый шаг себя по спине. После них несут кресты, иногда меняясь, так как кресты эти очень тяжелые. За ними следует «обслуживающий персонал»: они, если что, могут бритвой добавить надрезов на спине, у них же находится ведро с водой, в котором время от времени споласкивают плетки, заодно смачивая запекшуюся на филиппинской жаре кровь.
Жители городка вываливают на улицу посмотреть на процессию и предложить воды, холодного лимонада. Кровь от плеток летит во все стороны, отчего зрители тоже постепенно ей покрываются — избежать этого нереально.
Конечно же, несение креста здесь тоже практикуют, причем кресты тут не такие, как по всей стране, а сделанные часто из стеблей свежесрубленного банана. Весить они могут до 200 кг!
Когда процессия доходит до церкви, джинсы верующих покрыты застывшей кровью, а спина становится багрово-красной и кажется, что с нее уже свисает кожа. На самом деле не все так страшно: ран практически нет, все это от неостанавливающейся крови из надрезов. Но выглядит довольно жутко.
Оканчивается ритуал тем, что верующие ложатся перед церковью на раскаленный асфальт лицом вниз и их продолжают бить ветками пальмы, буквально размочаливая их о спины. Полежав так около 15 минут, все собираются и с улыбкой на глазах расходятся — долг выполнен!
Кульминацией Страстной пятницы в Пампанге является театрализованное распятие Христа. Оно проводится на нескольких площадках в районе трех часов дня (время крестной смерти Спасителя).
На самой большой площадке Сан-Педро собирается огромное количество зрителей, как местных, так и туристов со всего мира. На импровизированной Голгофе уже подготовлены кресты.
Вот где-то из-за арены появляются римские легионеры и Христос, которого ведут на казнь. Рядом бредут плачущие женщины. После оглашения приговора филиппинского Иисуса распинают в буквальном смысле этого слова — его прибивают к кресту. Правда, для этого используются специальные гвозди и дезинфицирующее средство, а распинает специально обученный человек, который занимается этим не один год — он знает самые безболезненные точки и забивает гвозди так, чтоб не повредить костей. Но даже несмотря на это, зрелище это не для слабонервных.
Прибитого к кресту "Христа" поднимают над Голгофой, и в таком положении он находится еще какое-то время, после чего его, обессилевшего и на самом деле немного мертвого, на носилках уносят в тень, где им сразу начинают заниматься медики. Таких "иисусов" может быть несколько: как правило, четыре-пять человек.
Зажигание пасхала в субботу и празднование
Великая суббота — это день окончания пасхальной недели, после наступает сама Пасха. В этот день вечером перед всеми церквями священники разжигают огонь, от него зажигается так называемый пасхал — огромная свеча, огонь от которой расходится по свечам верующих. С этими свечами они перемещаются в церковь.
Ночью вокруг церкви совершается, пожалуй, самый крупный крестный ход в году, в котором, несмотря на позднее время, участвуют все — от мала до велика. По его завершении прямо перед церковью совершается характерный для Филиппин обряд Salubong, который символизирует перерождение Христа. Выглядит он так.