-¬сегда под рукой

 -ѕодписка по e-mail

 

Ћюди-грибы: особенности чукотской кухни

¬оскресенье, 03 ћа€ 2009 г. 10:20 + в цитатник
»сследователи долго не могли пон€ть, что за существа изображены на камн€х. “о ли это люди в странных шл€пах, то ли грибы с непон€тными ножками.
 
”дивлению ученых не было предела, когда в 1965 году на „укотке, в долине реки ѕегтымель, впервые обнаружили наскальные рисунки, сделанные чукчами. ѕоначалу попадались лишь изображени€ оленей - основного источника пищи у северного народа. Ќо когда археолог Ќиколай ƒиков решил зан€тьс€ этими петроглифами подробнее, то обнаружил среди рисунков совершенно непон€тные изображени€. “о ли людей в огромных шл€пах, то ли грибы со странными ножками, похожими на человеческие тела. ѕодобных рисунков на скалах ученые стали находить все больше и больше.
 
¬се дело в шл€пке
 
ѕоначалу возникло предположение, что эти петроглифы как-то св€заны с инопланетными существами. ”ченые, придерживающиес€ более прагматичной позиции, пытались найти сходство изображенных предметов с чукчами в национальных одеждах. Ќо ни тем ни другим так и не удалось хоть как-то научно обосновать свои идеи. “огда Ќиколай ƒиков предположил, что это изображени€ таинственных человеко-грибов. ќднако в то врем€ его иде€ не получила поддержки в ученых кругах.
 
 
“ак бы и остались очередной загадкой странные рисунки, изображенные чукчами на камн€х, если бы в 1999 году известный этнограф јндрей √оловнев при более подробном осмотре образов не обнаружил, что у грибовидных фигурок прослеживаютс€ очертани€ ног, которые переданы замкнутой линией в виде ножки гриба. Ёта находка сдвинула чашу весов в пользу гипотезы Ќикола€ ƒикова. Ќо зачем и почему чукчи так настойчиво рисовали грибы с человеческими телами, предсто€ло еще разгадать.
 
ѕо словам ученого секретар€ »нститута археологии –јЌ доктора исторических наук ≈катерины ƒэвлет, "самые ранние "грибные" петроглифы датируютс€ серединой первого тыс€челети€ нашей эры, а позднейшие - совсем недавним прошлым". »сход€ из того, что чукчи на прот€жении такого длительного периода рисовали человекоподобные грибы, ученые пришли к выводу, что это непременно св€зано с древним ритуальным обычаем северного народа.
 
„тобы поставить точку в "грибном вопросе", в 2005 году на  айкуульский обрыв была предприн€та научна€ экспедици€, которую возглавила ≈катерина ƒэвлет. »сследователи отправились в долину реки ѕегтымель с целью собрать максимально полный материал по чукотским петроглифам и изучить историю их происхождени€. ћесто было выбрано не случайно.  ак рассказал "»тогам" участник экспедиции »горь √еоргиевский, " айкуульский обрыв ѕегтымел€ издавна был у чукчей чуть ли не единственным местом дл€ переправы через реку. «десь находитс€ очень удобный брод, через который чукчи перегон€ли оленей. —начала диких, а потом, когда зан€лись животноводством, то и домашние стада". —оответственно, пережида€ ненасть€, люди расставл€ли там свои €ранги и жили, пока река не успокоитс€, некоторые оставались на зимовку.
 
—ередина  айкуульского обрыва, вид на долину реки ѕегтымель. »менно здесь археологи нашли петроглифы с изображением людей-мухоморов.
 
—поров о том, почему чукчи рисовали на скалах оленей, у ученых в принципе не возникало. "»звестно, что северные народы, чтобы умилостивить духов, рисовали оленей на камн€х как самой долговечной вещи на земле, - говорит ≈катерина ƒэвлет. - ѕо их поверь€м, такие изображени€ могли принести охотникам и оленеводам удачу". Ќо среди более трехсот групп рисунков, найденных за четыре экспедиции ≈катерины ƒэвлет, около 10 процентов как раз изображали грибных человечков. «ачем? ќтвет на этот вопрос и предсто€ло найти экспедиции.
 
∆ив€ р€дом с чукчами, ученые, конечно же, посто€нно контактировали с местными жител€ми, изучали их обычаи и культуру. "ќказалось, у чукчей существует самый насто€щий культ грибов, причем не обычных подберезовиков или оп€т, а именно мухоморов", - говорит »горь √еоргиевский. “ак на одну загадку стало меньше. » что означают п€тнышки на шл€пках рисованных человечков, теперь пон€тно. Ќо почему же они не рисовали грибы как они есть, а придавали им получеловеческий образ?
 
”роки рисовани€
 
Ќе секрет, что некоторые народы в своих ритуальных обр€дах использовали психотропные вещества дл€ вхождени€ в состо€ние измененного сознани€. ¬ том числе различные €довитые или галлюциногенные грибы поедали шаманы перед совершением таинств. ѕредставители народов —евера и —ибири ели в том числе и мухоморы, но дл€ них гриб был в большей степени средством достижени€ транса - не более того. “ак же как вино дл€ европейца или сахарные €ства дл€ восточного человека.
 
 
ƒл€ чукчей же мухомор был чем-то большим. ќб этом свидетельствует хот€ бы то, с каким усердием и какой ценой они выбивали свои рисунки на скалах. " огда мы только начали изучать петроглифы, то не было и сомнений, что они сделаны каменными оруди€ми, - говорит ≈катерина ƒэвлет. - ¬едь своего металла на „укотке не было вообще. — середины первого тыс€челети€ он завозилс€ с јмура, а потом из центральных областей –оссии. ≈сли какой- то предмет стачивалс€, то его не выбрасывали, а примен€ли дл€ других целей". 
 
ѕоэтому не могло быть и речи, что ценнейший материал использовалс€ преимущественно дл€ рисовани€ на камн€х. Ќо каково было удивление ученых, когда они провели трасологическую экспертизу и практическое исследование! Ёксперименты питерского археолога ≈вгени€ √ири показали, что петроглифы наносились именно металлическими оруди€ми. "≈сли не жалко было этого драгоценного оруди€, то можно себе представить, какую духовную ценность изображени€м мухоморов придавали чукчи", - говорит ≈катерина ƒэвлет.
 
–аскрыть тайну странных рисунков во многом помогли и сами чукчи. ’от€ они очень неохотно говор€т с посторонними об обыча€х своего народа и никогда ни при каких услови€х не рассказывают про духовную сторону своей жизни, но историкам и этнографам удалось вы€снить, что люди-мухоморы существуют в мировоззрении чукчей наравне с остальными людьми. ќказываетс€, что северные народы используют мухоморы с вполне определенной целью. »х ед€т дл€ общени€ с предками. "” всех народов развит культ почитани€ своих умерших родственников. ћы, например, ходим на кладбище по определенным дн€м в году, - рассказывает ≈катерина ƒэвлет, - и там, сид€ у могилки, поминаем родителей или бабушек с дедами. „укчи тоже не забывают о своих корн€х, но процесс общени€ с предками происходит у них по-своему".
 
 
ћогилы на „укотке выгл€д€т иначе. ќбычно чукчи укладывают тела усопших родственников в тундре, и их растаскивают дикие животные. »ногда сооружаютс€ каменные коробки в разломах скал. Ќо к останкам чукчи не ход€т. ќни посещают умерших в стране предков. ѕо легенде, это больша€ долина, покрыта€ льдом из слез усопших людей.
 
ѕопасть в эту страну сам человек не может. ≈го должен провести туда человек-мухомор, который приходит только тогда, когда чукча съедает гриб и погружаетс€ в состо€ние, подобное опь€нению. ≈сли у других народов подобные психотропные препараты могли принимать только служители культа, то у чукчей мухоморы были доступны каждому. ѕо словам местных жителей, процесс посещени€ умерших родственников происходит следующим образом: чукча съедает нужное количество мухоморов. ќбычно оно кратно магическому числу 7. (’от€ медики увер€ют, что такое количество €довитых грибов дл€ обычного человека просто-напросто несовместимо с жизнью.) ѕосле этого прин€вший грибы ложитс€ и ждет прихода тех самых людей-мухоморов. «атем грибы "ведут" к желаемому предку. “от может рассказать ему о своей загробной жизни и ответить на волнующие вопросы. Ќапример, что замыслил дух болезни или дожд€.
 
 то смел, тот съел
 
ѕоходы в страну предков - это еще не все, что дают чукчам мухоморы.  ак рассказал »горь √еоргиевский, "эти €довитые грибы присутствуют чуть ли не во всех област€х жизни народов „укотки". »х издревле используют и как лекарственное средство, и как стимул€торы. ¬ эпосе чукчей существует множество легенд про чудо-богатырей и простых охотников, которые, чтобы преодолеть большие рассто€ни€ по тундре, принимали грибочки, дающие силу. –аненные зверем или в бо€х с враждебными племенами чукчи также ели мухоморы в качестве анестезирующего средства. ¬ национальных костюмах чукчей как у мужчин, так и у женщин непременно присутствуют специальные мешочки - аптечки скорой помощи. ¬ них, по предани€м, люди носили порошок из мухоморов.
 
„укчи в €ранге готов€т пищу
 
 огда этнографы разгадали тайну людей-мухоморов, то, естественно, нашлись и такие, кому захотелось приобщитьс€ к доселе неизвестной культуре чукчей. », по рассказам как самих экспериментаторов, так и свидетелей, большинство таких попыток заканчивалось, м€гко говор€, неудачно. Ќапример, в 2007 году „укотку посетила больша€ делегаци€ американских этнографов. Ќекоторые из них решились отведать чудо-грибов. ¬ итоге все дело закончилось банальным отравлением.
 
Ќадо признать, многие исследователи народов —евера пытались повторить ритуальные действи€ чукчей, но мало кто получил от поедани€ мухоморов ожидаемый эффект.  то знает, может быть, на самом деле у этого кочевого народа помимо поверий есть кака€-то особенность, дающа€ им возможность так мирно уживатьс€ с €довитыми грибами.
 
»’ Ќ–ј¬џ
 
«най меру
 
≈лена Ѕать€нова, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник »нститута этнологии и антропологии –јЌ:
 
- ” народов —евера существовали своеобразные правила обращени€ с этим грибом: как его срезать, как искать, как готовить. ¬есь смысл прин€ти€ мухомора состо€л в том, что гриб €кобы помогает чукчам путешествовать в ином мире, общатьс€ с умершими родственниками. „тобы вернутьс€ из того мира, надо соблюдать р€д правил. —уществует масса легенд, когда люди не возвращались, потому что эти правила нарушали. »нтересно, что дл€ людей европеоидной расы токсины мухомора - сильнейший €д.
 
ћухомор (лат. Amanita)
 
 арп “рескунов, фитотерапевт:
 
- √аллюциногенное действие мухоморов св€зывают с наличием в них иботеновой кислоты. ”становлено, что при поедании этих грибов в организме накапливаетс€ вещество, которое и оказывает галлюциногенный эффект, активизиру€ рецепторы в структурах головного мозга. ƒействие веществ мухомора, вызывающих сновидени€, усиливаетс€ на естественном фоне так называемых эндогенных снов с характерным дл€ них состо€нием организма. ¬ магических ритуалах использовали в основном старые экземпл€ры грибов, в то врем€ как охотникам племени дл€ повышени€ их выносливости давали очищенные шл€пки молодых грибов.
 
»сточник: itogi.ru
–убрики:  –азное
–елиги€, мифологи€, фольклор
ћетки:  

ѕроцитировано 6 раз



ћэй-Ћин   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 03 ћа€ 2009 г. 11:03 (ссылка)
ќй, как прикольно... ¬ообще наскальные рисунки могут рассказать гораздо больше, если их трактовать не только с точки зрени€ того, что возможно.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
¬ладимир_Ќикулин   обратитьс€ по имени ¬торник, 05 ћа€ 2009 г. 21:29 (ссылка)
ƒаааа! слов нет!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
¬ладимир_Ќикулин   обратитьс€ по имени —реда, 06 ћа€ 2009 г. 21:37 (ссылка)
жду от теб€ обещанного необычайного интересного.... дл€ мен€!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
SPACELilium   обратитьс€ по имени —уббота, 19 Ќо€бр€ 2011 г. 03:00 (ссылка)
ќчень интересно!!
Ѕлагодарю!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку