-¬сегда под рукой

 -ѕодписка по e-mail

 

»стори€ создани€ жанра фэнтези

ѕ€тница, 26 ƒекабр€ 2008 г. 17:57 + в цитатник

 

‘энтези (от англ. fantasy - воображение, фантази€, иллюзи€) – жанр фантастической литературы, сочетающий в себе черты фантастики, сказани€, мифа и эпоса, конструирующийс€ на основе свободного, неограниченного наукой вымысла, за счет магии, мистики и волшебства.

 

ќтличаетс€ фэнтези от фантастической литературы наличием р€да допущений в различных науках, в частности в физики, химии и биологии. Ёто позвол€ет создать каких-то совсем необычных созданий, вроде русалок, гоблинов, троллей, единорогов и т.д. ќтличие заключаютс€ еще и в том, что в подобных произведени€х не делаетс€ попыток объ€снить окружающий нас мир. ќбычно действие происходит в каких-то вымышленных потусторонних мирах, минимально св€занных с нашим. —воей средневековой атрибутикой, а, главное, духовной составл€ющей, во главе угла которой сто€т идеалы рыцарства, произведени€ фэнтези напоминают историко-приключенческие романы. √ерои в них сталкиваютс€ с разнообразными сверхъестественными существами и €влени€ми. ћиры фэнтези могут быть опасными и страшными, но, тем не менее, они, как правило, “завлекают” читател€. Ћитература ужасов, с которой очень часто путают фэнтези, имеет серьезные отличи€. ¬ ней по определению герои имеют дело не с “вторичным”, а с “первичным” миром, в который вторгаютс€ необъ€снимые, противоестественные силы.

 

—оздава€ “волшебную историю”, человек вольно или невольно порождает “вторичный мир”, неизбежно схожий с “первичным”, но живущий по собственным, отнюдь не рациональным законам. Ётот вторичный мир вполне может помещатьс€ где-то в сказочном прошлом мира “первичного”, а то и соседствовать с ним в насто€щем — как мир народных сказок и героических сказаний древности. “¬олшебна€ истори€” — средство освобождени€, побега из неблагополучной реальности. ѕобег (англ. escape) — важна€ тема и толкиновского эссе, и многих работ, как защитников, так и критиков фэнтези. ‘энтези, несомненно, есть литература эскапистска€, бросающа€ вызов современному миру. ¬ этом и залог ее попул€рности. ƒл€ миллионов людей книги фэнтези (нар€ду с историческими романами) стали своеобразной отдушиной. » мир мифологический, “вторичный”, и погребенный прогрессом мир прошлого смогли стать неплохим укрытием от холодной рассудочности, цинизма, власти ћашины и ѕолитики. ¬ фэнтези гораздо больше каких-то человеческих отношений и взаимопонимани€.Ќаучна€ фантастика гораздо меньше подходит на эту роль.

 

∆анр фэнтези сложилс€ в литературе в XX веке, но свое начало он берет с глубокой древности и тесно св€зан с обыча€ми и традици€ми народов. Ёто известные мифы, предани€, сказки. —читаетс€, что предыстори€ этого жанра началась с рыцарских романов. ƒействие их разворачивалось в историческом времени, но происход€т они на условном “феерическом” просторе, где подлинна€ географи€ и границы не важны. Ёто было обычно некое королевство, где рыцари противосто€т чароде€м и великанам. »менно в рыцарских романах стали зарождатьс€ шаблоны и традиции современного фэнтези. ¬ них впервые по€вл€етс€ образ идеального —ветлого  оролевства, »мперии, ведущей ожесточенную и обреченную борьбу с могучими “емными силами. —тержнем в них становитс€ путешествие рыцар€ ради некой высшей цели. «десь же возникают и тема борьбы за обладание неким св€щенным предметом (обычно это была „аша √раал€), и образ доброго волшебника, помогающего герою. ѕервые романы, ставшие путеводными звездами дл€ позднейших создателей вымышленных миров, были “—мерть јртура” (свод артуровских сюжетов) и “Ќеистовый –оланд” (рассказывающее о де€ни€х величайшего из вит€зей-паладинов  арла ¬еликого), созданные англичанином “омас ћэлори в XV и италь€нцем Ћодовико јриосто XVI веке соответственно.   сожалению, это направление вскоре умерло, и в эпоху просвещение мало кто пыталс€ писать о другом мире. Ќаправление постепенно перекочевало в детские сказки.

 

XVIII-XIX века – врем€ романтизма. ѕроисходит возрождение интереса к национальной культурам эпохи средневековь€. Ћитературный вымысел вновь зан€л главное место. Ќо происходит это не везде. ¬ большинстве своем это направление затронуло √ерманию. »менно в это врем€ по€вл€ютс€ сказки братьев √римм, а √ете вплетает народные суевери€, средневековую мистику и античные мифы в драматургический роман “‘ауст”. «десь писали свои философские и печальные сказки дл€ взрослых √офман и √ауф, а композитор –ихард ¬агнер сочин€ет на собственные либретто оперы, посв€щенные сюжетам древнегерманских легенд (“ ольцо Ќибелунгов”) и артуровских романов (“ѕарцифаль”, “Ћоэнгрин”). ¬ —кандинавии это направление нашло отражение у ’анса  ристиана јндерсона, в Ќорвегии – у √енрика »бсена (“ѕетр √юнте”), в Ўвеции – у —ельмы Ћагерлеф. “олько јнгли€ по-прежнему не принимала в этом участи€.   концу XIX в. в Ѕритании возрастает интерес к сокровищам национального фольклора.

 

ѕервым среди первопроходцев по праву считаетс€ ”иль€м ћоррис, который заново переработал историю о Ќибелунгах. ¬ начале 20 в. свои вольные подражани€ ирландским героическим сказани€м стал выпускать ƒжеймс —тефенс. ѕодлинным праотцом фэнтези считаетс€ соотечественник и современник —тефенса, вошедший в историю литературы под своим наследственным титулом, — лорд ƒансени. ќн оказал огромное вли€ние на многих далеких друг от друга авторов в смежных литературных направлени€х — от отца литературы ужасов ’оварда ‘илипса Ћавкрафта до классика уже вполне “светлой” фэнтези “олкина. ¬ —Ўј, произведени€ подолгу жившего там ƒансени сочли просто новинкой обильного потока журнальной литературы “страшных рассказов”, адресованных, по общему мнению, “подросткам и домохоз€йкам”. »менно поэтому в XX веке в книжные полки были забиты издани€ми, предлагавшими на разные лады один и тот же сюжет. ќбычно в них рассказывалось о некой красавице, котора€ становитс€ пленницей гангстера (робота, инопланет€нина, индейца, сумасшедшего ученого). ќна нужна ему дл€ выкупа (жертвоприношени€, опытов, насили€). ≈е спасает героический, обладающий горой мускулатуры детектив (космонавт, ковбой, журналист, супергерой).

 

ƒальнейшее развити€ направлени€ в јмерике было св€зано с журналистом јбрахамом ћерритом. ≈го произведени€ были гораздо богачи по сюжету, но выдержаны в традици€х “страшных рассказов”. ќн также следовал негласному правилу своих коллег, дава€ реалистические или даже научные объ€снени€ некоторым сверхъестественным €влени€м, к примеру по€влению змееобразной расы людей. “олковани€ эти были мало убедительные. √лавным дл€ ћеррита был свободный полет фантазии. ѕосле ћеррита в американской литературе впервые по€вилс€ термин “фэнтези”. »менно в это врем€ по€вл€етс€ √овард, написавший историю о  онане. ћир √оварда наполнен добрым и злым (чаще злым) волшебством, отнюдь не шарлатанским и не имеющим никаких “научных” объ€снений. ¬ его произведени€х, как и у ƒансени, не последнюю роль играли древние €зыческие боги.

 

–оссии многим понравилс€ огромный сериал о могучем воине, северном варваре  онане. ћногие известные западные авторы прикладывали руку к продолжению сериала. ¬ –оссии и этого оказалось мало. ѕосле того, как были исчерпаны романы, написанные зарубежными фантастами, за дело вз€лись и наши. »здатели давали им английские имена, и публика охотно приобретала “отечественный продукт”, не наход€ качественной разницы между российскими дописками и западными “первоисточниками”.

 

Ќесмотр€ на большое количество разнообразных писателей, основоположником жанра фэнтези, в современном понимании, до сих пор традиционно считаетс€ ƒжон –ональд –уэл “олкиен (1892-1973), у которого лучше всего проработан созданный им мир. ќн - английский писатель, литературовед и медиевист. ≈го произведени€ имеют выраженную мифо-философскую размерность. “олкиеном написаны работы по лингвистике, фольклору и мифологии, романы, эссе и литературные произведени€ малого жанра. ћировую известность ему принесла эпопе€ о "—редиземье": "’оббит, или туда и обратно" (1937), "¬ластелин колец" (1954-1955) и "—ильмариллион" (изданный сыном “олкиена в 1977). —ам “олкиен определ€л жанр своих произведений о —редиземье как "фэери" (от англ. fairy - сказочный, волшебный). ќднако принципиальное отличие этого жанра от сказок заключаетс€ в том, что все чудеса имеют закономерный и вполне объ€снимый характер. “¬олшебные истории” “олкиен считал “серьезной”, взрослой литературой. “ƒетскость” и св€занную с ней наивную нравоучительность, излишнюю м€гкость он полагал губительными дл€ подлинной “волшебной истории”. «десь и пролегает грань между “волшебной историей” и “волшебной”, фейной, сказкой (англ. fairy-tale, фр. conte de fee), типичной дл€ английской и французской литературы 19 — начала 20 вв.

 

¬ –оссии произведени€ “олкиена постигла ина€ судьба, нежели √оварда. ћногие авторы не просто пытались дописать его романы, а даже скорее поспорить с ним и опровергнуть некоторые его суждени€. “ак рождаютс€ романы (“емное фэнтези) Ќика ѕерумова, в которых отстаиваетс€ особенна€ правда тьмы по сравнению с правдой света, дилоги€ Ќатальи ¬асильевой и Ќатальи Ќекрасовой “„ерна€ книга јрды”, где происходит опровержение толкиеновской этики, роман  ирилла ≈ськова “ѕоследний кольценосец”, где он представил темное воинство и земли, зан€тые им, как оплот научно-технического прогресса, несправедливо угнетаемые магической цивилизацией эльфов, и др..

 

«а период с начала 1980-х по насто€щее врем€ попул€рность жанра возросла многократно. ¬о многом это было св€зано с развитием кинематографии. —овременные компьютерные технологии позволили экранизировать множество произведений. ≈стественно, что одновременно с этим возрос и интерес писателей к этому жанру. Ќельз€ здесь не отметить ƒжоану –оулинг (р. 1965) - английскую писательницу, автора всемирно знаменитой серии романов о √арри ѕоттере, мальчике-волшебнике - котора€ своими произведени€ми произвела бум в литературе. ќчень многие именно с ее подачи стали писать, подража€ ей. ¬ литературной среде –оулинг расценивают не иначе, как природный феномен. ¬ 1990-х слав€но-киевска€ фэнтези зацвела пышным цветом. Ќекоторые ее признаки видны в героическом романе ћарии —еменовой “¬олкодав”. 

 

»сточник: fantasy-films.ru

ћетки:  

ѕроцитировано 19 раз
ѕонравилось: 4 пользовател€м



¬едьма_ћарус€   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 26 ƒекабр€ 2008 г. 18:15 (ссылка)
»нтересна€ стать€. — этим жанром мы знакомимс€ еще в раннем детстве, когда родители нам читаю сказки. ћы растем и сказки вместе с нами станов€тс€ взрослее...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ѕогомолка   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 26 ƒекабр€ 2008 г. 18:51 (ссылка)
ќч tym интересный пост. —пасибо
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ALMAREL   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 26 ƒекабр€ 2008 г. 19:31 (ссылка)
—пасибо))))) отень интересно)))))))))))))))))))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку